PolymerStyle PolymerStyle
Наши партнеры Цены Ссылки О фирме Сертификаты
Информация Каталог Ссылки О фирме Сертификаты Новости
 Каталог продукции:
 Автовинил Oracal
 Балласты HELVAR
 Бегущая строка комплектующие модули
 Грунтовые светодиодные светильники
 Крепежная фурнитура для ламп, комплектующие
 Лампы накаливания, галогеновые
 Новогоднее декоративное освещение
 Подводные светодиодные светильники
 Продукция OSRAM
 Продукция PHILIPS
 Прожектора
 Профиль алюминиевый для светодиодной ленты
 Садово-парковые светильники FUMAGALLI
 Светильники
 Светодиодная продукция
 Светодиодная продукция Ledcraft
 Светодиодные светильники
 Светодиодные светильники MARELLA (марелла)
 Сезонный товар - лето
 Строб-лампы импульсные
 Трансформаторы
 Фонари Садово-Парковые
 Энергосберегающие лампы
 Карта сайта
login:
password:

Цветопередача

> Статьи > Цветопередача

Существующие в природе «белые» излучения имеют множество цветных оттенков. Например, только под описание «теплого» оттенка попадает целый спектр цветов от красноватого до зеленовато-желтого. В случае окрашенного света, широко применяющегося в декоративных световых эффектах, не меньшие трудности возникают с определением понятий «синего», «фиолетового», «зеленого» и других цветов.

5 цветов красного цветаПять вариантов красного цвета

«Идеальный», или монохроматический цвет, содержащий лишь одну длину волны, практически невозможно воспроизвести при помощи стандартных электрических ламп, поэтому любое реальное цветное излучение также представляет собой набор излучений из определенного диапазона длин волн.

Таким образом, оттенок белого света либо насыщенность цветного света определяется соотношением монохромных излучений. Здесь уместно дать ответ на часто встречающийся вопрос: "А сколько существует цветов в природе?". Количество цветов, как и количество возможных соотношений монохромных излучений, бесконечно. Однако с практической точки зрения имеет смысл говорить о максимальном количестве различимых глазом цветов. Действительно, изменив всего на 0,1 Вт мощность цветной лампы, формально мы получим уже другой цвет излучения, однако на глаз это будет незаметно. Максимальное количество различимых глазом цветов составляет около 12 млн.

Другой распространенный вопрос, ответ на который не так очевиден, звучит так: "А что представляют собой черный и серый цвета?" Строго говоря, таких цветов не существует. Черным цветом мы привыкли называть полное отсутствие цвета как такового. Практически не излучающие и не отражающие свет объекты выглядят черными (яркий пример - черная бархатная бумага). А в качестве серого мы обычно воспринимаем белый свет недостаточной яркости. Не случайно одним из наименований серого цвета служит "грязно-белый".

Задача цветовоспроизведения, в том числе при искусственном освещении, заключается в многократном повторении одного и того же цвета. Рассматривать отдельно каждую длину волны практически невозможно, да и огромная таблица мощностей излучений вряд ли позволит с легкостью составить представление о цвете света. Важно уметь оценивать не сами мощности монохромных излучений, а их пропорции при помощи относительно простой и удобной системы измерения.

Такая система измерений была создана в 1931 году. Все оттенки цветов было предложено оценивать двумя условными координатами - x и y, каждая из которых может меняться от 0 до 1. Таким образом, все существующие в природе цвета (с учетом цветовой чувствительности человеческого глаза) вписались в причудливую геометрическую фигуру, получившую название локуса. 

Локус - диаграмма цветности света

Локус - диаграмма цветности света.

Для искусственного освещения пользуются в основном источниками белого света. Координаты белых цветов расположены в центральной части локуса. Классическим белым излучателем является не существующий в природе идеальный тепловой излучатель - абсолютно черное тело. Цветность его излучения напрямую связана с температурой его нагрева. Линия, вдоль которой смещаются координаты цветности черного тела, носит название линии белых цветов. В первом приближении черное тело можно сравнить с лампой накаливания, цвет излучения которой при нагреве спирали меняется аналогичным образом.

Линия белых излучений на цветовой диаграмме.

Линия белых излучений на цветовой диаграмме.

Используя черное тело в качестве эталона, удобно создать систему оценки оттенков белого света, содержащую всего лишь один параметр - температуру черного тела, при которой его излучение имеет такой же оттенок, как и свет рассматриваемой лампы. Этот параметр получил наименование цветовой температуры. Таким образом, цветовая температура исследуемой лампы - это температура черного тела, дающего такой же оттенок излучения, что и эта лампа.

Упрощенный способ определения цветовой температуры ламп 

Упрощенный способ определения цветовой температуры ламп.

 Измеряется цветовая температура по шкале Кельвина, один градус в которой равен градусу Цельсия, а начало отсчета находится в точке "абсолютного нуля", соответствующей -273°С.

Чаще всего цветовая температура никак не связана с реальной температурой лампы. Исключение составляют тепловые излучатели - лампы накаливания, цветовая температура которых приблизительно равна реальной температуре нагрева спирали.

Чем выше температура черного тела, тем меньше доля красных и больше доля синих излучений в его спектре. Эту зависимость можно пронаблюдать, накаливая металлический гвоздь на газовой горелке. По мере усиления нагрева гвоздь приобретает сначала красный, затем желтый и в результате - голубоватый оттенок. Психологически синий оттенок воспринимается как более холодный, а красный - как более теплый. Этим и объясняется странная, на первый взгляд, зависимость: чем выше цветовая температура лампы, тем ее свет кажется холоднее.

 Свет с более высокой цветовой температурой выглядит холоднее

Свет с более высокой цветовой температурой выглядит "холоднее".

 Научившись определять цветовые оттенки, самое время критически взглянуть на качество освещения. Сам по себе оттенок еще не позволяет оценить, удачно или неудачно световое решение. Неудачными считаются лишь источники света, цвет которых сильно отличается от белого (например, натриевые лампы). Это связано с тем, что цветной свет вызывает химический дисбаланс в сетчатке глаза и способствует зрительному утомлению.

Цветной свет быстро утомляет зрение.

 Цветной свет быстро утомляет зрение.

Однако даже белые лампы с одинаковой цветовой температурой могут создавать совершенно разное зрительное впечатление. Дело в том, что цветовая температура не имеет однозначной связи со спектром лампы. Но именно спектр лампы определяет тот цвет окружающих предметов, который мы получим при освещении. Например, в свете натриевой лампы низкого давления, содержащем всего две длины волны желтого цвета, все объекты будут выглядеть желтыми, черными и серыми. Способность источника света правильно воспроизводить цвета (то есть создавать цветовое впечатление, соответствующее эталонному) носит название цветопередачи.

Возникает вопрос: "А что считать эталонным цветовым впечатлением?". Здесь необходимо задаться сразу двумя эталонами - эталонным источником белого света и эталонными образцами цвета. В качестве эталонного света логично выбрать свет, не зависящий от деятельности человека, то есть встречающийся в природе. В первую очередь таким источником света является Солнце. Однако цвет солнечного света зависит от многих факторов, например, времени года, суток и географической широты. Например, свет рассветного и закатного солнца выглядит окрашенным в оранжевый цвет, тот же эффект наблюдается при прохождении солнечных лучей через загазованную атмосферу. Поэтому в качестве эталона оказалось удобно принять тот же идеальный источник света, что и для определения цветовой температуры - абсолютно черное тело.

Как уже упоминалось, черное тело является тепловым источником света, а значит, наилучшую цветопередачу в сравнении с ним будут иметь тепловые лампы. Этим объясняется то, что цветопередача ламп накаливания считается практически идеальной. Но как быть с другими видами естественного света, например, с прохладным светом облачного неба? В сравнении с прямым солнечным светом свет облачного неба имеет весьма невысокую цветопередачу.

 Восприятие цветов при освещении светом разного спектра.

 Восприятие цветов при освещении светом разного спектра.

На примере картины можно оценить цветопередачу от разных ламп:

верхния картинка Ra 100, Tc=3000 K, нижния картинка Ra 80, Tc=5000 K 

Специально для оценки "холодных" источников цвета был узаконен второй эталон белого света, представляющий собой идеализированное облачное небо с цветовой температурой 6500 К - так называемый эталонный источник типа "D65". Таким образом, лампы с цветовой температурой до 4000 К сравниваются по цветопередаче с черным телом, а более "холодные" источники света - с так называемым эталонным источником типа D.

В качестве эталонных цветных образцов выбрано 8 разбросанных по спектру красок с фиксированными характеристиками. Цветопередача оценивается на основании усреднения разницы в цвете этих образцов, наблюдающемся при освещении эталонным и исследуемым источником света (рис. 20). Численное выражение цветопередачи носит название индекса цветопередачи Ra. Этот индекс меняется в пределах от 0 до 100 единиц и не имеет размерности (распространенной ошибкой является указание Ra в процентах). Идеальную (равную 100) цветопередачу могут иметь только источники света, спектр которых подобен спектру эталона. Это условие выполняется только для тепловых ламп, практически аналогичных черному телу. Спектр любой разрядной лампы не совпадет ни с эталоном "теплых" цветов, ни с источником D65. Поэтому Ra самых лучших разрядных ламп никогда не будет равен 100. Максимальное его значение достигает 95-98 единиц.

Способ определения цветопередачи.

Способ определения цветопередачи.

 Разумеется, на основании оценки качества передачи цвета 8 образцов нельзя сделать уверенный вывод о передаче этим же источником других цветов. Некоторые лампы, имеющие Ra=82-85, тем не менее имеют заметные "провалы" в спектре и плохо воспроизводят "неэталонные" цвета (например, известные трех полосные люминесцентные лампы). Для более подробного исследования цветопередачи применяются профессиональные оценочные системы, содержащие многие десятки цветных образцов.

 

 



PolymerStyle.Торговый дом"
Copyright 2004-2011
E-mail: office@polymer.spb.ru

Светодиодные светильники Светодиодная подсветка
Rambler's Top100